“Сиротливый запад”: смех сквозь кровавые слезы Перед нами гостиная квартиры, где обитают люди. Облюбленные временем и импульсивностью бесцеремонных притязаний предметы мебели, быта и интерьера – тому подтверждением. Они как несмышленые дети выкладывают на поверхность тайные особенности и психологические проблемы своих владельцев. Дубовые стены, стулья, стол, шкаф, обозначающие пространство являют собой картину домашней обстановки ирландской семьи Конноров и слегка смахивают на вместительный гроб для парочки душ, спертых во мраке безнравственности и безумия.
Вот так будни! Каждый день кто-нибудь умирает. И это уже не волнует, не беспокоит, не вызывает отклика и сострадания, жалости. Главное в таком деле даже не то, что кого-то не стало, важно - будут ли на поминках слоеные пирожки. И единственный, кто болезненно переживает рекордное для церковного прихода количество неестественных смертей, это священник Уэлш. Его подкалывают, ссылаясь на то, что он много пьет, что его постоянно донимает депрессия и кризис веры… Он озабочен спасением заблудших душ городка Линон, где само слово “Спасение!” давненько не звучало.
Вэлин Коннор(Василий Скиданов) собирает статуэтки святых и остатки симпатий он рассеивает среди вещей. Святые для него по большей части составляющая коллекцию пластмасса и небольшой кусочек памяти о матери, имевшей некогда декоративную фигурку Марии Магдалины или кого-нибудь еще. Несчастная, затравленная собака – любовь всей его жизни. Он пытается обратить на себя внимание, паясничает, дразнит, жадничает. Не от злости. От того, что несчастен.
Коулмэну Коннору(Владимир Ильин) нечего жрать, потому что у него нет денег и он таскает выпивку и харчи у своего брата. Ему ничего не принадлежит. Он отказался от доли наследства в обмен на свободу от ответственности. Вспыльчивый малый застрелил отца из-за того, что тот не лестно отозвался о его прическе… Но кто-нибудь когда-нибудь хоть раз сказал ему доброе слово? Это не оправдывает. Только поясняет, что все, буквально все, взаимосвязано в мире, и разлад распространяется цепочкой и по кругу.
Чипсы – важнейшая тема дискуссий в доме. Из-за бутылки виски возникают ссоры и поношения. Разве это не знакомо зрителю? Разве не сталкивается он ежедневно с абсурдными, непредсказуемыми, напряженными до предела и смехотворными сюжетами в собственной жизни и судьбе? В современном мире, где лишают жизни человека из-за цветных бумажек , считая это вполне нормальным и даже естественным, тенденция к обожествлению и одушевлению пустых предметов помноженная на обесценивание жизни рождает именно такие мизансцены, какие мы видим на сцене театра, в пьесах Мартина Макдонаха.
Мы не слышим друг друга и многого не договариваем, боимся высказаться, иметь свою точку зрения. По-настоящему боимся любить. Гелин Келлехер, влюбленная в отца Уэлша очень долго боялась проявить свои чувства, продавала алкогольные напитки, чтобы скопить деньги на сентиментальный подарок и так и не успела его отдать. Она не услышала отца Уэлша, просившего ее взяться за ум и не торговать спиртным, не попыталась лучше его понять и была занята собственной влюбленностью. В реальности то же самое. Зачастую понимание чего-то важного приходит слишком поздно, не вовремя, неуместно. Да к тому же весьма редко.
Следствием тёмного, мрачного, убойного юмора становится безудержно-грешный смех. И скулы и совесть работают одновременно, в виду того, что грубые шутки, их черный комизм только подчеркивают драматизм происходящего. И просвета не чувствуется. Никакие завещания и религиозно-идейные принципы не способны выпрямить изломанную душу. Может ли спасти паршивое стадо заблудшая чистая овечка?
Человек больше занят собой и совсем не готов к отречению. Немецкий психоаналитик Эрих Фромм писал, что наиболее «фундаментальный» вид любви, составляющий основу всех её типов, — это братская любовь. Под ней он уразумевал ответственность, заботу, уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Братская любовь — это любовь ко всем человеческим существам; её характеризует полное отсутствие предпочтения. В “Сиротливом западе” мы видим отсутствие предпочтений за счет отсутствия любви. Если способность любви развита, то нельзя не любить своих братьев. «Истинная же любовь начинает проявляться только в отношении тех, кого мы не можем использовать в своих целях» - утверждает философ.
Убедительная атмосфера места действия и иллюзия достоверности происходящего достигнута профессионализмом работы творческой команды. Высокий уровень режиссуры, сценографии, актерского мастерства, а самое главное правильное и точное прочтение материала отвечают за многослойность и целостность спектакля.
“У моста” – авторский театр; мыслящий, живой. Каждую тему, пьесу, автора в нем прорабатывают отчаянно, глубоко. Сергей Федотов - художественный руководитель и режиссер театра “У моста”, первооткрыватель драматургии Мартина Макдонаха в России, - начал ставить в 2004 году трилогию Макдонаха об обитателях острова Коннемара. Ездил в Ирландию, посещал остров Инишмаан и не понаслышке знает какова атмосфера и аура тех мест. По словам Сергея Павловича, в драматургии спектакля преобладает инфернальность: низость, несостоятельность, духовный мрак, замкнутый круг мучений. И именно аморальность в тесной близости с ощущением сверхчеловеческой силы, таинственности создает эффект терапевтического удара.
Не может не удивить репертуар театра, столь замечательно подобранный: около пяти Гоголевских мотивов, три – Булгакова, пять пьес Макдонаха, три – Шекспира. Театр занимается именно тем, что его не притворно интересует, волнует, затрагивает. Актеры харизматичные, яркие работают увлеченно, сплочено играют в ансамбле, умеют слышать, чувствовать партнера. Театр “У моста” называют первым мировоззренчески-мистический явлением, а Сергея Федотова мистиком и фантастом.
В 2008 году спектакль «Сиротливый запад» был показан в Москве как один из лучших спектаклей России и номинирован Национальной театральной премией «Золотая маска» .
По итогам фестиваля LUDI 2011 спектакль отмечен молодежным жюри как Лучшая режиссерская работа; по мнению жюри фестиваля награжден дипломом за Лучший актерский дуэт: Василий Скиданов (Вэлин Коннор) и Владимир Ильин (Коулмэн Коннор).