Люди тяготеют рано или поздно к размышлению на вечные темы, переосмыслению вопросов об общечеловеческих ценностях и прочее. Уважаемый зритель, если в ближайшее время Вы созреете и захотите отведать морали в театре “Свободное Пространство” , то, будьте покойны, останетесь удовлетворены … Но спешу предуведомить Вас, если выбор Ваш падет на “Пышку”, не ожидайте испробовать“кухню” французского мыслителя и классика Ги де Мопассана, потому как рецепт данного блюда писан Василием Сигаревым (драматург, сценарист и режиссер (фильм “Волчок”, 2009); окончил семинар Николая Коляды). Работа несколько далека от сценической адаптации “Пышки”, это скорее реминисценция новелл Мопассана, исполненная в жанре сюрреализма. Спектакль Сергея Пузырева (режиссер, художник, муз.оформление) определен в программке как трагический фарс масок. Мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. Гипертрофированны чувства , диалоги преисполнены абсурда, действие – гротеска; персонажи – гиперболично уродливы. В общей картине, где мелькает в глупейшем и отвратительнейшем виде ненасытность и испорченность животной утробы, прослеживается де садовская нота…
На сцене воссоздается несколько уровней реальности : мир людей, мир масок, мир теней. Это талантливо и интересно выполнено. Сергей Пузырев всегда отличался “лицом не общим выражения” и его можно узнать по почерку как истинного художника. Приёмы, использованные им художественно красноречивы и явно выражены. Музыка передает эмоции и ощущения , настроение и характер, несет в себе оттенок фатальности, воздействуя на восприятие и усиливая сопереживание. Пластика актеров и движения тоже “разговаривают”: изощренные позы и кривлянья Графа Юбера де Бревиля (Артем Исаков), комическая развязность и неповоротливость Графини де Бревиль (заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова), неряшливость и никчемность Господ Луазо (Станислав Иванов и Юлия Прохорова) , категоричность и вычурность Прусского офицера (Артур Горбунов), пафос и бестолковое выпячивание Корнюде(Алексей Кондрахов), мерзость и животность Фоланви (Антон Ласкин), несгибаемость безразличия и лицемерия монашек (Оксана Петрунина, Наталья Шутеева), робость и непосредственность Пышки (заслуженная артистка России Елена Шигапова).
В спектакле есть свои символы, множество метафор, которые заставляют задуматься зрителей. Один из приемов режиссера - введение сценического образа масок, являющихся соц. щитами, за которыми скрыты люди… Не бог весть какие, но люди. И эти маски исчезают и снова появляются в определенный момент. Когда пышка уходит в свой мир (сна и мечты), маска ей уже становится не нужна. Пышка не согласна и не может принять жестокую и пошлую действительность, и потому раздваивается в своей кукле; в нее она как в кладовую сносит переживания. Это психологическое зеркало зовется мадемуазель Фифи (французское междометие "fi", "fi donc", выражающее укоризну, недовольство, презрение, отвращение) и в спектакле занимает важное место.
Пышка Пузырева – воинствующая покорность. Огромные глаза и распахнутая душа благородного создания, надломленного обстоятельствами жизни. Пышка очень складно сочетается с “малышка” : к мопассановскому образу взбитой молоденькой женщины, еще аппетитной с пылу с жару, присовокупляется черта какой-то болезненной детскости, даже обиженной. Играть ребенка, а тем более ребенка в душе – задача задач. Эту роль трогательно и тонко исполняет Елена Шигапова. Когда Пышка говорит о том, что умирать не страшно, господа, её пронзительный взгляд заставляет многих похолодеть …
Финал пьесы “однозначно неоднозначный”. Финал же спектакля ясен. Обречение мадмуазель Руссе на бесплодность надежды, поэтапное уничтожение, убиение последней возможности уцепиться за жизнь, раздавливание хладнокровное и бессердечное разрешается белым саваном. Режиссер отпускает свою героиню.
ПЫШКА. Умирать не страшно. Гораздо страшнее лежать в темной комнате и знать, что ничего никогда не будет. Ничего никогда…
Спектакль прежде всего о ценности человеческой жизни в обществе потребителей ( использовали и выбросили), о бесчестии, о последней ступени в дантовской пирамиде грехов - предательстве, о нелюбви.
КОРНЮДЕ. А любви для нас не должно существовать.
И о любви. Только возможна эта любовь лишь во сне…
ПЫШКА. Я не хочу, чтобы это не было сном. Во сне мне никогда не бывает больно…
На сцене воссоздается несколько уровней реальности : мир людей, мир масок, мир теней. Это талантливо и интересно выполнено. Сергей Пузырев всегда отличался “лицом не общим выражения” и его можно узнать по почерку как истинного художника. Приёмы, использованные им художественно красноречивы и явно выражены. Музыка передает эмоции и ощущения , настроение и характер, несет в себе оттенок фатальности, воздействуя на восприятие и усиливая сопереживание. Пластика актеров и движения тоже “разговаривают”: изощренные позы и кривлянья Графа Юбера де Бревиля (Артем Исаков), комическая развязность и неповоротливость Графини де Бревиль (заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова), неряшливость и никчемность Господ Луазо (Станислав Иванов и Юлия Прохорова) , категоричность и вычурность Прусского офицера (Артур Горбунов), пафос и бестолковое выпячивание Корнюде(Алексей Кондрахов), мерзость и животность Фоланви (Антон Ласкин), несгибаемость безразличия и лицемерия монашек (Оксана Петрунина, Наталья Шутеева), робость и непосредственность Пышки (заслуженная артистка России Елена Шигапова).
В спектакле есть свои символы, множество метафор, которые заставляют задуматься зрителей. Один из приемов режиссера - введение сценического образа масок, являющихся соц. щитами, за которыми скрыты люди… Не бог весть какие, но люди. И эти маски исчезают и снова появляются в определенный момент. Когда пышка уходит в свой мир (сна и мечты), маска ей уже становится не нужна. Пышка не согласна и не может принять жестокую и пошлую действительность, и потому раздваивается в своей кукле; в нее она как в кладовую сносит переживания. Это психологическое зеркало зовется мадемуазель Фифи (французское междометие "fi", "fi donc", выражающее укоризну, недовольство, презрение, отвращение) и в спектакле занимает важное место.
Пышка Пузырева – воинствующая покорность. Огромные глаза и распахнутая душа благородного создания, надломленного обстоятельствами жизни. Пышка очень складно сочетается с “малышка” : к мопассановскому образу взбитой молоденькой женщины, еще аппетитной с пылу с жару, присовокупляется черта какой-то болезненной детскости, даже обиженной. Играть ребенка, а тем более ребенка в душе – задача задач. Эту роль трогательно и тонко исполняет Елена Шигапова. Когда Пышка говорит о том, что умирать не страшно, господа, её пронзительный взгляд заставляет многих похолодеть …
Финал пьесы “однозначно неоднозначный”. Финал же спектакля ясен. Обречение мадмуазель Руссе на бесплодность надежды, поэтапное уничтожение, убиение последней возможности уцепиться за жизнь, раздавливание хладнокровное и бессердечное разрешается белым саваном. Режиссер отпускает свою героиню.
ПЫШКА. Умирать не страшно. Гораздо страшнее лежать в темной комнате и знать, что ничего никогда не будет. Ничего никогда…
Спектакль прежде всего о ценности человеческой жизни в обществе потребителей ( использовали и выбросили), о бесчестии, о последней ступени в дантовской пирамиде грехов - предательстве, о нелюбви.
КОРНЮДЕ. А любви для нас не должно существовать.
И о любви. Только возможна эта любовь лишь во сне…
ПЫШКА. Я не хочу, чтобы это не было сном. Во сне мне никогда не бывает больно…